Новосибирск
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Сторона вашего участия в рекламе
Рекламист - сотрудник рекламной фирмы
Заказчик – сотрудник компании-заказчика рекламы
Я рекламой не занимаюсь.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Реклама и закон /
Добавить в избранное
Версия для печати

PRавовая защита от посягательств на товарный знак


11.10.2005

PRавовая защита от посягательств на товарный знак

В октябре 2005 г. в продаже появилась подделка – пельмени «Три домашних гуся», произведенные в г. Кыштым Челябинской области, упаковка которых имитирует упаковку пельменей «Три веселых гуся», производства ЗАО «Агропродукт» http://www.agropro.ru/ (выпускает продукцию под товарными знаками «Хозяин-Барин», «Три молодых бычка», «Коровки» и др.).

«Три веселых гуся», так же, как и «Хозяин-Барин» - зарегистрированный товарный знак, охраняемый и как словесное, и как графическое обозначение. Выпуская имитацию, челябинский производитель использует, как отмечают специалисты, оформление, сходное до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком. Такие действия являются нарушением прав владельца товарного знака. Кроме того, необходимо отметить и более важные для потребителя детали – поддельная, контрафактная упаковка весит 900 г., в то время как оригинальная 1000 г. Также важен тот факт, что пельмени «Три веселых гуся» из-за невысокой цены и качества пользуются большой популярностью у пожилых людей, которым еще труднее различить упаковки. А если уж вспомнить о недавней эпидемии птичьего гриппа, докатившейся до Челябинской области, то история начнет приобретать еще более тревожный характер.

Как же реагировать на такое нарушение прав на товарный знак? Как нам кажется, реакция ЗАО «Агропродукт» отличается социальной ответственностью, т.к. параллельно с юридическим разбором ситуации компания решила проинформировать людей о создавшемся положении и возможной опасности приобретения контрафактной продукции. Ведь товарный знак - не только средство конкуренции в бизнесе, но и определенная гарантия качества в глазах потребителя. Как показывает практика, даже самый широко рекламируемый, но некачественный продукт просто не будет пользоваться спросом, и  большие затраты на регистрацию и раскрутку торговой марки просто пропадут.

Итак, алгоритм реагирования обладателя прав на товарный знак в случае обнаружения подделки можно представить таким образом:

1) оценка ситуации с точки зрения правовых и информационных перспектив;

2) информирование потребителя (PR-составляющая, которая представляет иногда определенный риск, т.к. потребитель может вообще отказаться от приобретения продукции подделываемой марки);

3) юридическая защита прав на товарный знак, которая может развиваться по трем направлениям:

- обращение в Федеральную антимонопольную службу (далее ФАС), которая может пресечь нарушение, но не рассматривает вопрос о компенсации;

 - обращение в Арбитражный суд, который рассматривает вопрос об имущественной ответственности нарушителя;

- заявление в милицию о совершении преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака» (для наличия состава необходим крупный ущерб, т.к. более 250 000 рублей) или административного правонарушения, закрепленного в ст. 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака».

Разберем более подробно выделенные стадии. Начнем с оценки ситуации. С юридической точки зрения необходимо определить, является ли используемый товарный знак тождественным, т.е. полностью совпадающим, или сходным до степени смешения, которое может происходить в сознании потребителя. Для решения этой задачи необходимо привлечение специалистов (патентных поверенных), которые специализируются на описании и регистрации товарных знаков. Именно патентный поверенный Светлана Вересова изучала сходство упаковок пельменей в нашем случае, а также, кстати, комментировала свои выводы на телевидении. Также надо определиться с наличием доказательств нарушения (хотя бы приобрести контрафактную продукции или запросить прайс с ее указанием, закрепить с помощью нотариуса доказательства с сайтов в Интернете) и объемами нарушения в денежном выражении - это очень необходимо для уголовного и административного преследования нарушителей.

Оценка PR-составляющей ситуации может производиться с учетом вероятности появления негативной информации, связанной с товарным знаком (сведения о некачественности продукции нарушителей, которую будут приписывать правообладателю и т.д.). Также нельзя забывать, что, к сожалению, информация от коммерческих организаций, даже социально важная, размещается в СМИ на платной основе, поэтому надо превратить затраты на антикризисный PR в инвестиции для придания новых оттенков имиджу продукции. Эти оттенки могут быть связаны с формированием образа надежно и жестко защищенного бренда (примеры – Microsoft, товарные знаки «Калины» и т.д.). На основе анализа информационного фона появления подделки реализуется вторая выделенная нами стадия – информирование потребителя.

Третья стадия – юридическая защита нарушенных прав на товарный знак и взыскание компенсации - является центральной. Часто до обращения в арбитражный суд целесообразно подать заявление в милицию с описание правонарушения. Уголовное дело по ст. 180 УК РФ стоит возбуждать в тех случаях, когда для него есть основания, прежде всего – крупный (более 250 000  рублей) ущерб от нарушения прав на товарный знак. Замечу, что во внимание должна  приниматься не вся стоимость проданного нарушителем контрафактного товара, а ее «нематериальная» часть, которая относится к использованию товарного знака. При отсутствии крупного ущерба и неоднократности действия нарушителя квалифицируются по ст. 14.10 КоАП РФ.

Уголовное дело может быть полезно по следующим причинам:

1) Расследование органов внутренних дел позволяет получить некоторые данные, необходимые для разбирательства в арбитражном суде и ФАС, которые иначе были бы недоступны. Например, количество контрафактной продукции, лица, организовавшие и способствовавшие выпуску подделки и т.д.

2) Уголовное дело - достаточный повод для разрешения имущественных претензий путем мирового соглашения, благо по ст. 180 УК РФ возможно освобождение нарушителя от ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ).

3) Возбуждение уголовного дела и расследование – информационные поводы, позволяющие создавать имидж защищенного бренда.

В случае с пельменями «Три домашних гуся» возбуждение уголовного дела весьма вероятно, особенно учитывая отсутствие полной информации о размерах нарушения. Стоит отметить, что в ходе привлечения к уголовной и административной ответственности часто возникает проблема недостаточной квалификации сотрудников правоохранительных органов. Эта сложность может быть разрешена за счет предоставления по согласованию с должностными лицами, ведущими расследование, заключений специалистов (уже названных патентных поверенных, ученых-практиков и т.д.).

При обращении в арбитражный суд необходимо определиться с размером ущерба или требовать выплаты штрафа, размер которого в соответствии с ч. 4 ст. 46 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в настоящее время составляет 100 000 рублей.

В целом реализация системы юридических мер нередко осложняется тем, что они территориально привязаны к месту совершения правонарушения. В случае с появление поддельных пельменей – это Челябинская область, в то время как правообладатель находится в Свердловской области.

Информационное сопровождение мер по юридической защите прав на товарный знак позволит уменьшить вероятность подобных нарушений в дальнейшем. Именно PRавовая защита прав на товарный знак наиболее адекватна условиям современного информационного общества.

Дмитрий Жданухин,

Заместитель директора

Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С,

к.ю.н.



17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год